Ремонт шейки вала — восстановление посадки подшипника
Провели ремонт шейки вала барабана промышленной стиральной машины. Диаметр барабана составляет более 600 мм. Деталь такого размера было невозможно обработать на мощностях, которыми обладал клиент. Поэтому мы провели ремонт при помощи ремонтных составов известной немецкой фирмы Diamant. С их помощью можно провести ремонт там, где привычные методы бессильны.
Ремонт выполнялся методом нагнетания материала Diamant Ultrametal 2452 в зазор между втулкой и валом. Нагнетается материал простым ручным инструментом: в нашем случае шприц, можно использовать пистолет для герметиков. Ремонт металлополимерами позволяет сделать как разъемное, так и неразъемное соединение. Используя металлополимеры можно восстановить посадочные места практически с любым износом, даже неравномерным.
В данном случае был выполнен ремонт под посадку с натягом 0,01 мм. Диаметр стального вала составлял 55 мм, износ в месте посадки 1,2 мм на диаметр. Для работы была изготовлена специальная оснастка в виде втулки с литниковыми каналами, через которые нагнетается ремонтный состав. Внутренний диаметр втулки равен требуемому диаметру шейки вала.
В целом метод восстановления валов металлополимерами имеет ряд преимуществ:
- Быстрое восстановление, так как работу можно проводить по месту нахождения оборудования. У нас на ремонт ушло около 48 часов (изготовление втулки – 3 часа, подготовка шейки и закачка материала – 3 часа, полимеризация металлополимера – 24 часа);
- В отличии от восстановления методом наплавки, металлополимер не деформирует вал, не перегревает его, поверхность вала в месте ремонта не подвержена коррозии;
- Посадка получается очень точной — до 1 микрона, так как материал безусадочный. За счет точных размеров продлевается срок службы посадки. При установке подшипника желательно применить валвтулочный фиксатор, который упрочнит посадку и одновременно подшипник легко сойдет с вала при помощи съемника (в случае применения высокопрочного фиксатора может потребоваться местный нагрев феном или горелкой примерно до +200 °C).
Перед заливкой материала вал в месте посадки протачивается или иным способом занижается его размер. Причем занижать размер шейки в точный размер нет нужды, а вот внутренний диаметр втулки должен быть точным и с нужной вам чистотой поверхности. В нашем случае «занижение» от номинального размера вала составило 2,0-2,2 мм. Вообще, в таких случаях как этот, толщина слоя ремонтного материала должна быть не менее 1,0 мм. Далеко не всякий материал можно закачать в такой зазор. Но Diamant Ultrametal 2452 специально предназначен для таких зазоров.
После этого шейка должна быть очищена и тщательно обезжирена. А внутреннюю поверхность втулки, наоборот, необходимо обработать специальным разделителем — Diamant Trennmittel. Этот разделитель создает тончайший, но прочный слой, который не позволит приклеиться втулке.
Далее производится установка втулки на вал, при этом отверстия в торце втулки герметизируется. В нашем случае мы использовали незастывающий герметик Marston Domsel.
После установки втулки выполняется нагнетание (заливка) состава в полость между валом и втулкой. После полной полимеризации спустя 24 часа втулка демонтируется при помощи съемника.
Металлополимеры, которые мы используем в работе, отличает высокая прочность на сжатие около 160 N/мм.кв, безусадочность и содержание металла в составе до 90%. Diamant Ultrametal — это материал с великолепной адгезией, выдерживает очень большую нагрузку на сдвиг. Как показывает наш опыт, узлы, восстановленные при помощи Ultrametal, служат годы, обеспечивая длительную и бесперебойную работу.
Подробнее про Ultrametal читайте здесь: https://remval.by/category-products/ultrametal-ultrametal/
О технологии восстановления валов металлополимерами: https://remval.by/remont/vosstanovlenie-valov/
О нашем опыте ремонта валов: https://remval.by/remont/vosstanovlenie-valov/